Когда родители узнают о том, что у ребенка ограниченные возможности здоровья, их жизнь резко меняется. Появляется потребность в информации и услугах.

С чего же начать? Где просить помощи и понимания? Если у вас особенный ребенок, поспешите к специалистам социально-реабилитационного отделения детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, которые смогут вам помочь.

  В социально-реабилитационном отделении без организации проживания детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями специалисты проводят комплексную коррекцию, “запуск”, развитие речи (грамматического строя, слоговой структуры, фонематического слуха, расширение словаря и др.) представлений об окружающем мире, общего и интеллектуального развития детей с ОВЗ от 0 до 3 лет.

 Специалисты отделения выстраивают индивидуальный образовательный или коррекционный маршрут, учитывающий особенности речевого, эмоционального, социального развития, высших психических функций, межполушарных связей, эмоционально-волевое развитие и поведенческие особенности ребенка. И для каждого ребёнка он свой (даже, если у разных детей одинаковые диагнозы, причины проблем могут быть совершенно разные).

 На основании ИПР специалистами проводится общая диагностика ребенка. Обследование осуществляется индивидуально в игровой форме в присутствии родителей.

 В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и т.д. В беседе с родителями специалисты собирают анамнез: особенности внутриутробного развития ребенка, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.

Для проведения занятий с детьми специалисты используют:

  • Развивающие, обучающие игры;
  • Пособия для “запуска” речи;
  • Пособия для развития мелкой моторики;
  • Пособия для дефектолого-коррекционной работы;
  • Пособия для сенсорного развития;
  • Логопедические пособия;
  • Пособия для развития пространственных представлений;
  • Пособия для развития навыков конструирования и комбинаторики.

 Все перечисленные инструменты в области развития и коррекции детей в руках специалистов, позволяют добиваться устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.

 Для каждого ребенка и каждой семьи выстраивается маршрут индивидуально.

Специалисты отделения успешно и результативно проводят занятия для детей:

  • с аутизмом,
  • с сенсорной дисфункцией,
  • с органическими поражениями мозга,
  • с поведенческими нарушениями,
  • с недоразвитием мозолистого тела,
  • с минимальной мозговой дисфункцией,
  • задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР, ЗПРР),
  • с синдромом Дауна,
  • со сложной структурой дефекта,
  • с умственной отсталостью (УО),
  • с алалией,
  • с дизартрией.

Консультация специалистов необходима, если ребенок:

  • После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд (кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать).
  • От 3 месяцев обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  • В 1 год не может сфокусировать взгляд;
  • в 1,5 года – вообще не использует в общении речь (даже отдельные слова);
  • В 2 года не «слышит» простейших инструкций – «дай, возьми, иди сюда, положи и тд.»
  • В 2 года очень расторможен, не может сконцентрироваться ни на чем;
  • В 3 года ребенка трудно привлечь интеллектуальной деятельности;
  • В 3.5 плохо запоминает, не любит задания на мышление, все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова;
  • С 3 лет не может назвать предметы и действия, забывает названия.

В рамках ранней помощи с малышами от 0 до 3 лет работают такие специалисты как: логопед, дефектолог, воспитатель, психолог, педагог дополнительного образования, массажист, медицинская сестра и инструктор ЛФК.

С детьми с ОВЗ от 0 до 3 лет и их родителям проводят занятия и оказывают услуги на базе отделения и на дому.

    Занятие с психологом     Занятие с логопедом     Занятие с воспитателем



Занятие с педагогом доп.образования    Занятие с дефектологом Занятие с социальным педагогом


В качестве основных критериев результативности ранней помощи важно выделить следующие:

  • позитивная динамика в развитии ребенка, которая определяется путем качественной оценки контрольных параметров (показателей) развития, таких как общая моторика, сенсорное развитие, развитие пространственных представлений, формирование предметно-игровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие;
  • позитивная динамика адаптации семьи к проблемам развития и здоровья ребенка, которая определяется путем качественной оценки следующих контрольных параметров (показателей): инициирование процесса развития ребенка, интерес к процессу, создание домашней развивающей среды, системность, включенность в занятия, отработка навыков, выполнение рекомендаций специалистов, согласованность действий родителей, самостоятельное отслеживание динамики развития ребенка.

docxКонцепция развития ранней помощи
docxПРИКАЗ от 15 октября 2015 г. N 723н
docxРаспоряжение от 30 декабря 2005 г. N 2347-р
docxПРИКАЗ от 24 октября 2012 г. N 119-12
docxПРИКАЗ от 18 ноября 2013 г. N 681н

pdfПособие-развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
pdfПособие по развивающему уходу за детьми.Коммуникация и социальные навыки
pdfПособие по развивающему уходу за детьми.Бытовые навыки
pdfПособие по развивающему уходу за детьми.Позиционирование
pdfПособие по развивающему уходу за детьми.Организация пространства и оборудование
pdfПособие по организации предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям